|English | Русский|


Главная


Презентация

Услуги
Туры

Инфоблок

Галерея

Форум



Яндекс цитирования Электронная доска объявлений Экстремальный портал VVV.RU
Благовещенск
тел. (4162)52-52-76
тел. 8(924)6-71-55-31
Элек. почта

Наши друзья





Отдых, путешествия и спорт: Байкал, Саяны, Аршан. Минеральные источники


Трекинговый маршрут по Хамар-Дабану
      История спортивного освоения пика Черского напрямую связана со строительством в конце XVIII в. первой гужевой дороги в обход Байкала, которая начиналась в Култуке, поднималась долиной Быстрой на Хамар-Дабан, его Комарским отрогом в южном направлении набирала высоту до 1650 м на перевале Чертовы ворота. Пожалуй, самые сложные сооружения Старокомарского тракта и были построены на подходе к Чертовым воротам в обход глубокого каньона Подкомарной: 23 серпантина непосредственно под теперешним пиком Черского. Повороты серпантинов приходились на почти отвесные участки склонов и их сооружали из каменной кладки, "армированной" кедровыми стволами. Эти сохранившиеся до сих пор сооружения всегда отмечали путешественники. Алексей Мартос, побывавший здесь 18 декабря 1828 г. записал в своем дневнике: "... двадцать три зигзага, ограждённые перилами, поддерживаемые искусственной террасой, в разных направлениях ведут в гору. При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним римлянам". Мартосу вторит видный путешественник Матвей Геденштром: дорога "ведена извилиной, укреплена обрубом из толстых брёвен и высокими надолбами со стороны пропасти. Через гору от подъёма до спуска считают пять вёрст (имеется в виду прокладка дороги по склону Первого гольца от метеостанции до Посетительского ручья - прим. авт.). Каких трудов стоила дорога по одной только горе, можно представить уже из того, что каждое бревно (которых тысячи!) взносилось руками, потому что по крутизне ни лошадей, ни быков к этому употребить было невозможно".

      Довольно продолжительное время пик считался самой высокой вершиной хр. Хамар-Дабан и носил одноимённое название - Камар-Дабан (Камардабан, Камар).

      


      Первое упоминание о восхождении на него обнаруживается в отчёте известного исследователя академика Густава Радде "Путешествие в Юго-Восточную Сибирь, совершённое по поручению императорского Русского географического общества в 1855-1859 гг. ": "... 20 августа (1859 г. - прим. авт.), в пору довольно уже позднюю для здешнего края, отправился я к юго-западному углу Байкала, чтобы подняться на Камардабан, высочайшую вершину Камарских гор; таким образом я приобрел на... сибирской границе третий важный пункт для фотографических исследований. Вечером 23-го, после счастливого восхождения на Камардабан, я остался ночевать в деревне Култук и на следующий день успел ещё осмотреть интересные местности в долинах Слюдянки и Похабихи, где встречаются мароксит и байкалит".

      В 20-е годы XX в. пик носит имя А. Львова, крупного авторитета в области геологии, топографа и... поэта. В 30-х, когда популярность пика резко возросла, его всё чаще начинают называть Хамар-Дабаном. Подстать тому времени и пафос записок, оставляемых в вершинном туре. Из довоенных в одном частном архиве сохранилось три записки. Первая датирована июлем 1936 г. В ней работница Иркутского завода имени Куйбышева Шарапова сообщает: "... с группой туристов в 9 человек взошла на Хамар-Дабан. Жаль, что не застали снега...". Вторую записку подписала Н. Штыко, член туристско-экскурсионной группы ДСО "Учитель": "... любящая дикую природа, я сама - диковатая туристка". Третья написана на обёртке шоколада "Дирижабль" с девизом "Летать выше всех, скорее всех и дальше всех!": "18 июня 1941 г. Первые достигли вершины Сергей Лебедев, Леонид Куштейко, Вера Сухорукова, Громов Степан. До свиданья, Хамар-Дабан".

      Особенно много записок датировано 24 июня 1941 г. "Были мы - спортсмены ДСО "Большевик" - в количестве 11 человек. Приходили 2 раза, но в первый раз до вершины не добрались, было много снегу, и кое-кто сдрейфил. Не следуйте такому примеру, берите вершины с ходу. Нет таких вершин, которых бы не преодолели члены ДСО "Большевик". Шаравин Владимир, председатель областной физкультуры". Здесь же приписка командира группы Кричивского: "Мы взошли на вершину в момент, когда Красная Армия выступила громить фашистских агрессоров. Наш поход на вершину будет тренировкой к будущим походам с оружием в руках на защиту социалистической Родины. Вершина Хамар-Дабан будет закалять ещё не одну группу будущих бойцов за страну социализма".

      Ходят на пик и в годы войны: "12 мая 1944 г., 11-30. Штурмом взяли вершину Хамар-Дабан. Снег, пурга, порывистый ветер. Красная Армия ещё имеет резервы сильных и закалённых бойцов. За победу Красной Армии, за Родину! Смерть фашистским захватчикам. Политрук А. Фёдоров".

      Возрождение традиции восхождения на пик в послевоенные годы связано с именем заведующего кафедрой физкультуры Иркутского госуниверситета Василия Силявы, который организовал массовые туристские выходы студентов, а в феврале 1953 г. с тремя студентами совершил первое зимнее восхождение. 10 января 1956 г. на пик взошло более пятидесяти туристов из иркутского аэропорта, геологоразведочного техникума, слюдянской школы № 50 и Ангарска. Сотни человек участвуют в ставших популярными майских и ноябрьских праздничных туриадах, организуемых иркутским клубом туристов (председатель Геннадий Шибанов). В мае 1958 г. на такой туриаде впервые несколько человек ночевали в снежных пещерах.

      В конце 50-х название "пик Черского", предложенное учёными из Академии наук, окончательно вытесняет остальные.

      А Старокомарская дорога, как её теперь называют, превратилась в подлинный туристский шлях, ведущий в центральную часть Хамар-Дабана, в верховья Утулика, Хара-Мурина, Снежной и Темника - знаменитых сплавных рек. Однако все туристы - и водники, и пешие, и лыжники, и даже велосипедисты - считают долгом перед дальней дорогой "отметиться" на пике Черского: наступил его звёздный час.