|English | Русский|


Главная


Презентация

Услуги
Туры

Инфоблок

Галерея

Форум



Яндекс цитирования Электронная доска объявлений Экстремальный портал VVV.RU
Благовещенск
тел. (4162)52-52-76
тел. 8(924)6-71-55-31
Элек. почта

Наши друзья





Отдых, путешествия и спорт: Байкал, Саяны, Аршан. Минеральные источники


Тим Билдинг
      
Юлия Фуколова, журнал «Секрет фирмы»


      Вопрос, как сплотить команду, волнует сегодня многие компании. Ведь команда способна сделать намного больше, чем кучка отдельно взятых гениев. Как говорит генеральный директор фирмы Pathways Олег Трояновский, «одна лошадь может сдвинуть с места тонну, но две лошади осилят уже не две, а пять тонн — совместные усилия всегда продуктивнее». В принципе, правильно подобранные люди рано или поздно сами найдут общий язык и сработаются, но время дорого, и тренинги по командообразованию (team building) помогают ускорить этот процесс. Поэтому спрос на тим-билдинг постоянно растет.

      Число участников тренинга обычно ограничено: в группе не более 12–14 человек, реже — 20–30. Конечно, тренинг можно организовать и для ста, и для тысячи человек, но это уже не будет построением команды, хотя и «накачает» сотрудников определенной дозой team spirit — корпоративного духа. Любое неформальное мероприятие, будь то пикник или турпоход, оказывает цементирующее влияние на коллектив. Но тим-билдинг строится по особым правилам, и его воздействие гораздо сильнее. Марк Кукушкин, ведущий тренер-консультант компании «Бест Тренинг»: «Массовые мероприятия организуют с целью хорошо провести время. Тим-билдинг — совсем другое дело. Это не развлечение. Это драма, напряжение, испытание, требующее от человека определенных усилий».

      Тим-билдинг дороже остальных видов тренингов. Если тренинг продаж в Москве стоит 1000–2000 долл. в день за группу, то тим-билдинг, как правило, 1200 долл. в день и выше (обычно он продолжается 2–3 дня). Итоговая же стоимость зависит от количества тренеров и сложности программы. Выезд за пределы Москвы, аренда оборудования и снаряжения может вылиться в общей сложности в несколько десятков тысяч долларов.

      С помощью тим-билдинга можно решать самые разные задачи. Так, большую пользу он может принести компаниям, которые действуют в условиях неопределенности — например, если разворачивается новый проект, требующий слаженной работы. Марк Кукушкин: «Тим-билдинг может подвести команду к прорыву, стимулировать движение вперед. Или сплотить коллектив, если в нем начался разброд».

      Другой подходящий момент для тренинга — серьезная реорганизация компании. Олег Трояновский приводит такой пример: «Один западный концерн купил российский холдинг. Образовались три прослойки менеджмента: старые директора заводов в регионах, менеджеры новой закалки и менеджеры-экспаты, представители владельца. Все настолько разные, что сделать из них единомышленников невозможно. Тренинг дал им возможность договориться и определить правила игры. Другой пример. В московском офисе компании Tetra Pak объединили два отдела — сервиса и продажи технологического оборудования. Поначалу работа не складывалась, но благодаря тим-билдингу взаимоотношения наладились».

      Тим-билдинг используют не только в качестве аварийного средства, но и в целях профилактики. Алексей Симакин, генеральный директор компании «Наша команда»: «Почти 80% наших клиентов — инофирмы, которые 1–2 раза в год проходят аналогичные тренинги за рубежом. В России они тоже организуют для своих сотрудников тим-билдинг».

      Перед тренингом обязательно проводится интервью с участниками — консультанты должны понять, какие проблемы группа хочет решить и нужно ли делать это именно сейчас. По итогам обследования строится программа тренинга, на что уходит от недели до месяца. Где проводить тим-билдинг, зависит от фантазии клиента. Но лучший вариант — выезд на природу. Как считает Олег Трояновский, в офисе чересчур комфортно, к тому же важно отключиться от рутины. Алексей Симакин тоже за выездные занятия: «В закрытом помещении слишком много условностей. А нестандартность обстановки помогает „снять с людей маски“ — на воздухе они раскрепощаются, вовлекаются в реальную игру».

      Самые популярные места для проведения тим-билдинга — подмосковные леса и пансионаты. Впрочем, можно отправиться и подальше. Например, компания Mars любит вывозить сотрудников в Сочи и Красную Поляну. А менеджеры одной крупной компании отправились на тренинг в Киргизию и жили там в юртах. Впрочем, если средств немного, то хороших результатов можно добиться и в обычном зале. «Главное — правильно организовать это пространство и совместную работу людей», — считает партнер компании «Комус-персонал» Жанна Завьялова.

      Компании, выбирающие тим-билдинг, иногда с опаской относятся к предстоящим испытаниям. Оно и понятно: первые подобные тренинги появились в США и использовались для подготовки военных и сотрудников спецподразделений. Однако консультанты в один голос заявляют, что тим-билдинг ни в коем случае не должен быть экстремальным. С этим согласны даже в компании «Наша команда», которая имеет большой опыт по проведению экстремальных мероприятий, — ее учредитель, фирма PR Passat, в свое время проводила национальный отбор участников на соревнования Camel Trophy. Алексей Симакин: «В США участников одного тренинга заставили ходить по горящим углям. В итоге каждого пятого увезли в больницу. Такими кровавыми методами команду строить нельзя. Кроме того, не существует прямой зависимости между тяжестью испытаний на тренинге и тем, насколько слаженно команда будет работать потом».

      Для неподготовленной команды экстремальные упражнения вместо пользы могут принести только неприятности. Например, топ-менеджеры крупной западной компании должны были спуститься с 40-метровой отвесной скалы. С помощью страховки, разумеется. Все благополучно спустились, а один из топ-менеджеров не смог преодолеть страх высоты и отказался от испытания. Говорят, на него жалко было смотреть — бледный, руки трясутся… В общем, его авторитет серьезно пострадал.

      Впрочем, с согласия участников тренинга в нем могут быть использованы элементы экстрима, но при этом задания обязательно должны быть выполнимыми. Продвинутые команды топ-менеджеров сплавляются по горным рекам, лазают по горам, прыгают с парашютом и т. п. Популярный командный тренинг «Веревочный курс», где многие упражнения проходят на деревьях, тоже считается сложным. Однако Сергей Зверев, руководитель программы «Веревочный курс» компании «Коллекция приключений», с этим не согласен: «Наш тренинг не требует олимпийской подготовки, его могут пройти даже женщины среднего возраста. За 9 лет работы я помню только один случай, когда участник получил травму». Кстати, обычно все тренинги проходят под присмотром опытных инструкторов и медицинских работников. Но в основном обходится без травм — мелкие ушибы и порезы не в счет. Да и их практически не бывает, если участники соблюдают правила безопасности.

      Тренинги по формированию команды обычно проходят очень динамично. В арсенале консультантов — большой набор физических и творческих упражнений. Участникам приходится преодолевать препятствия, строить переправы, исследовать незнакомую местность, развивать какой-нибудь проект и т. д. Во всех тренингах есть упражнения, направленные на формирование доверия к партнерам. Например, каждому участнику предлагают забраться на возвышение и упасть спиной назад на руки партнеров по команде. Тем, кто не умеет доверять коллегам, упражнение выполнить чрезвычайно сложно — где-то глубоко сидит страх, что тебя не удержат.

      Большинство заданий построены так, что выполнить их можно только сообща. И людям волей-неволей приходится вступать в кооперацию друг с другом. Например, на одном тренинге группа должна была преодолеть реку. 7 человек начали сооружать веревочную переправу, а двое предпочли альтернативное решение — пошли искать бревна. Налицо нескоординированность действий команды, и тренеры это обязательно отметят. Хорошо обучает взаимодействию забавное упражнение «Береги яйца». На пенек кладут длинное бревно — получаются качели. Под концы качелей помещают по куриному яйцу. Команда должна встать на бревно так, чтобы не раздавить яйца. Бывает, не один десяток яиц идет в расход, прежде чем участники выработают общую стратегию. Или другое интересное упражнение — «Лыжня пастора Шлага», которое часто использует компания «Наша команда». Для него мастерят пару лыж метров по 6 длиной. Вся команда становится на них в ряд и получает задание двигаться в заданном направлении.

      Смысл всех этих заданий сформулировал Олег Трояновский из Pathways: «То, как команда выполняет задания на тренинге, словно зеркало, отражает ситуацию на работе. А мы выступаем в роли катализатора». Например, в одной компании царили «волчьи» отношения и люди друг друга подсиживали. Естественно, это проявилось и на тренинге. Участники получили задание: перекатить огромный двухметровый надувной мяч до другого места по определенным правилам. У них ничего не получилось — не смогли договориться. На обсуждении они дружно решили, что «задание дурацкое». Но дело вовсе не в задании, а в них самих.

      Любимый прием консультантов — заставить разобщенную группу разыграть любительский спектакль или концерт. Например, компания Pathways привезла ничего не подозревающих сотрудников двух подразделений крупного банка на тренинг в дом отдыха. На стенде в холле они увидели объявление: такого-то числа коллектив такого-то банка приглашает всех желающих на спектакль. Поняв, что им предстоит, многие чуть было не уехали. А в итоге поставили замечательный спектакль по Шекспиру. Результат не заставил себя ждать: взаимодействие команд улучшилось, исчезло деление на «мы» и «они».

      Каким же образом за 3–4 игровых дня группа превращается в сплоченную команду? Алексей Симакин: «Игры на свежем воздухе — мощный инструмент для формирования команды. Нестандартная коллективная работа, совместное достижение цели объединяют людей. И этот опыт они могут перенести на свои трудовые отношения».

      На тренинге естественным образом происходит выстраивание и притирка ролей, причем в зависимости от ситуации они могут меняться — в спокойной обстановке, например, лидером оказывается один человек, а в критической эти функции возьмет на себя другой.

      Необходимая составляющая тренинга — физические упражнения: они учат людей понимать друг друга без слов. Как говорит Марк Кукушкин, «если вы на тренинге перетаскали на себе несколько тонн женского и мужского коллектива, то и дальше „обречены“ на взаимную эмоциональную и физическую поддержку». Благодаря этому устанавливаются особые доверительные отношения, так что иногда тренинг в шутку называют «интим-билдинг».

      Впрочем, тим-билдинг имеет и обратную сторону. «Натренированная» команда может болезненно воспринимать появление новых людей и не менее остро переживать уход старых членов группы, особенно ее лидера. Кроме того, если после тренинга руководитель не сумеет направить работу команды в нужное русло, то рано или поздно потеряет ее доверие. Наконец, тим-билдинг способен решить далеко не все проблемы команды, а в некоторых случаях даже ускорить ее распад. Если в компании уже не осталось внутренних ресурсов для выживания, то тим-билдинг может стать для нее неплохим могильщиком.

      «Когда снизу смотрят коллеги, подвести их невозможно»

      Роман Петренко, генеральный директор телеканала СТС: «Мы решили поучаствовать в тим-билдинге, чтобы поднять планку нашей команды на новый уровень. 4 года назад нам тяжело давались проекты, так как не было командного духа. А для создания команды важны не столько профессионализм каждого в отдельности, сколько взаимное уважение и поддержка друг друга. Людям ведь нельзя просто приказать работать вместе.

      Мы выбрали „Веревочный курс“. Конечно, я предполагал, что тренинг будет с большой нагрузкой, но не ожидал, что он окажется таким экстремальным. Нам предлагали упражнения, которые вообще казались невыполнимыми. Например, перелезть через 5-метровую отвесную стену без всяких подручных средств. При этом нельзя произносить ни слова, договариваться обо всем нужно с помощью мимики и жестов. Но в конце концов совместными усилиями мы всех перетащили через эту стену, хотя среди нас были мужчины весом под 130 кг. Еще одно интересное задание, которое выполняется со страховкой, — забраться на высокую сосну, встать на край площадки и прыгнуть на трапецию, которая висит метрах в двух от дерева. В принципе, нас никто не заставлял, и от любого упражнения можно было отказаться. Но все выдержали испытание. Каждый чувствовал ответственность за команду, и когда снизу смотрят коллеги, подвести их невозможно.

      За время тренинга люди узнали друг друга с новой стороны. Они преодолели не только препятствия, но и что-то в себе самих. После тренинга мы поняли, что можем ставить свою личную планку гораздо выше. Так, у нас в команде был один менеджер, который не чувствовал себя хозяином положения и всегда ждал указаний сверху. Я пытался ему объяснить, что он все может сам. Но только после тренинга он поверил в себя и стал решительнее.

      Из всех тренинговых курсов тим-билдинг был для нас наиболее полезным и эффективным. Для остальных сотрудников мы потом тоже организовали подобное мероприятие, но в более простой форме».

      
Журнал «Секрет фирмы» (в продаже с журналом «Коммерсантъ-Деньги»)